понедельник, 29 августа 2011 г.

А ну-ка, убери свой чемоданчик.

В следующий раз, просматривая новости и в очередной раз уличая во лжи политиков, бизнесменов и работников телевидения, подумайте - сколько раз на дню вы лжете сами себе. Взять хотя бы джаз. Сколько вы пытались себя убедить, что он вас "качают" двадцатиминутные импровизации на кларнете и получасовые барабанные соло, что, переслушивая бэк-каталог Blue Note, вы делаете себе одолжение и становитесь умнее, а то, что вам откровенно не нравится - так это вы просто не понимаете, не доросли, нужно еще прокачиваться, слушать больше контрабасной тягомотины и атонального скрежета дудок.

Но довольно лжи. Джаз - это, как правильно замечает один наш друг и талантливый музыкант - самое большое на**алово за всю историю музыки. Это как сайентология, только упакованая в пластиковую коробочку из-под компакт-диска. Это афера планетарных масштабов, и вас развели и обули как несчастную доверчивую бабушку из теленовостей, которые вам так не нравятся.

Не спорю, есть хорошие пластинки, на которых стоит "джазовое" клеймо. "Bitches Brew" - замечательная психоделическая прог-роковая запись. "In a Silent Way", наравне с "America" Джона Фейи - прекрасный образец эмбиента до изобретения эмбиента. "A Kind of Blue" - гениальный инструментальный поп-альбом. Но в большинстве случаев джаз - тупой, плоский, лишенный вдохновения, энергии и музыкальных идей шум.

Особенно жалко джаз выглядит, когда пытается себя оправдывать, прикрываться фиговым листочком виртуозности, сложности, недоступности и концептуальности. Взять хотя бы пресс-релиз двойного концертного альбома "The Coimbra Concert" авангардно-джазового квартета Mostly Other People Do the Killing. Вот цитата:

"Каждый из четырех участников группы разработал свой собственный подход к выступлениям, каждый член коллектива волен сам управлять группой. Остальные участники могут, если хотят, следовать сюите, создавая тем самым такой тип взаимодействия, в котором каждый из них находит себя противостоящим всем остальным. Во время исполнения любой из композиций, члены квартета вольны подать знак о своем желании начать новую композицию, вернуться к изначальной мелодии, поменять структуру - и все для того, чтобы остальные участники тут же наложили на это действие вето, создавая, таким образом, сложную музыкальную цепочку из множества музыкальных ассоциаций, звучащих одновременно. К тому же, любой из участников Mostly Other People Do the Killing не стесняется предоставлять своим партнерам обширные просторы для импровизации". 




Вы меня сейчас не видите, но я зеваю. Однако, поставьте мне "The Coimbra Concert" в любое время суток, и мои глаза заблестят, а на щеках выступит румянец. Видите ли, Mostly Other People Do the Killing лишь прикидываются задротами-выпускниками музыкального колледжа; на деле же - для джаза они в данный момент делают примерно то же, что Лил Уэйн сделал для хип-хопа своей серией "Tha Carter" - уничтожил и сжег дотла все, к чему жанр пришел эволюционным путем за долгие десятилетия. И начал заново, а все остальные остались в прошлом веке. Мир Уэйна - это гипертрафированный хип-хоп, в котором все, чем жила и питалась эта музыка, раздуто до абсурда и доведено до ручки. Уэйн читает мимо ритма, чаще всего обходится не историями, а бессмысленными ассоциативными, не связанными строчками. Для него не существует понятия "тру"-"не тру" - он соглашается читать рэп где угодно и с кем угодно, лишь бы платили ("Делаю это ради бабла / Блин, я такая шлюха!", - читает он в "Blunt Blowing" с альбома "Tha Carter IV"): какой еще рэппер согласится прочитать куплет в треке Энрике Иглесиаса? Уэйн, по собственному признанию, не записывает собственные тексты, все его выходы - сплошь фристайлы, он откровенно издевается над рэпом и над слушателем, позволяя себе записывать, среди прочего, пошлейшее автотюновое r'n'b и, находящийся за гранью добра и зла, неслушабильный автотюновый рэп-метал. Но у Лил Уэйна - космический талант, полная свобода, независимость от мнений, от коллег, от мозгов, в конце-концов. Свободное творчество, чистое искусство и неумолимое движение вперед.


Mostly Other People Do the Killing занимаются примерно тем же, только в джазе. Четыре инструмента тянут каждый в совершенно разные стороны: барабанщик выдает скоростные дроби и переодически переключается на электронную ударную установку, саксофон и труба подгоняют друг друга, импровизируют совершенно разные темы одновременно, переодически пытаются то играть каверы на Мулату Астатке, то срываются на чистый шум и какие-то причмокивания. Бас вроде пытается удержать какой-то грув, но тоже съезжает в скоростную долбежку. "The Coimbra Concert" - это предел допустимого в джазе, издевка над ним, кривое зеркало и безжалостная пародия. Как будто четырем людям, в головы которым насильно запихивали эту музыку в их музыкальных колледжах, все это осточертело настолько, что они решили отомстить джазу его же средствами: никакого высоколобия, никакого снобизма - сплошная чистая энергия и ярость. И юмор: взять хотя бы пародирующую "The Koln Concert" Кита Джаррета обложку (в MOPDTK, кстати говоря, нет и намека на пианино) или переодически всплывающие цитаты из Гленна Миллера во время исполнения номеров концертной программы.

Если вы умудрились прослушать весь "The Coimbra Concert" за один раз, то вы либо глухой, либо уже труп: это два часа разъедающего мозг звукового терроризма, неподъемная, истеричная, но, как это ни странно, доступная и не требующая "вхождения" пластинка. Послание Mostly Other People Do the Killing понятно и читателю "Питчфорка", и занудному собирателю джазовых пластинок: джаз - это разводилово, и пора говорить об этом честно и записывать музыку, которая будет открыто это признавать.

Комментариев нет:

Отправить комментарий