среда, 24 августа 2011 г.

Одна на миллион.


Ровно десять лет назад не стало Аалийи. 25 августа 2001 года самолет, возвращавший певицу и ее менеджмент со съемок видеоклипа на Багамах во Флориду разбился, едва оторвавшись от взлетной полосы. Аалийи было всего 22 года и она была на абсолютном пике своей популярности и творческих возможностей.

Прежде, чем самому сказать что-то про артистку, мне кажется правильным дать слово человеку, который хорошо ее знал - а именно вроде как уже бывшему гангста-рэпперу DMX, который бок о бок снимался с Аалией в кинопрокатном хите 2000 года "Ромео должен умереть" и вообще очень нежно для гангста-рэппера с ней дружил. На днях DMX разразился проникновенным монологом, посвященном певице, цитаты из которого я приведу:

"Я понимаю, почему Господь хотел видеть ее рядом с собой. Потому что она была ангелом, посланным на землю. <...> Аалийа сама пришла ко мне в гримерку вместе с продюсером Джоелом Сильвером и предложила сниматься с ней в фильме. Любой другой поручил бы кому-нибудь по такому случаю позвонить, а она пришла сама. И я такой: это что, вопрос с подвохом? Хочу ли я сниматься в кино с Аалийей? Да конечно, блин! <...> Мы снимали клип "Back in One Piece", который шел к фильму, в Маунт Вернон и Йонкерсе, и я даже взял Аалийу с собой на район. Не каждый может таким похвастаться! <...> С ней было легко общаться, она была очень простая. Она заставляла тебя чувствовать себя уверенно как с ней, так и вообще. <...> Половина всех этих телочек, которые делают то, что делают, сейчас бы это не делали, если бы не она. А она сейчас была бы номер один, это точно. Насколько я знаю, она до сих пор номер один"

Замечу, что столь теплые слова исходят от человека, который последние десять лет с небольшими перерывами, промотался по судам и тюрьмам, который до смерти замучил нескольких питбулей, арестовывался за хранение оружия, наркотиков, вождение в невменяемом состоянии, угон автомобиля, воровство и еще кучу всего.

От себя могу добавить, что уход из жизни Аалийи - одна из самых больших потерь в поп-музыке за последний десяток лет и совершенно точно самая большая потеря для такого жанра как r'n'b. Аалийа - честь и достоинство черной поп-музыки, певица, которая всегда удивительным образом умудрялась сохранять лицо и не скатываться в пошлятину (брак с Р.Келли в 15 лет не в счет), что довольно непросто и требует усилий, особенно когда индустрия требует от тебя постоянного разврата, заигрываний со слушателем и гиперсексуальности - возьмите любую другую r'n'b-исполнительницу. Не обладая сверхмощными вокальными данными, Аалийа брала статью - в свои 17-20 лет она звучала подлинной дивой, уже состоявшейся певицей, уверенной и нащупавшей свой собственный стиль. Несмотря на то, что r'n'b - музыка насквозь коммерческая, записи Аалийи отличает авантюризм, дальновидность и проработанность. Ее финальный безымянный альбом - первая и довольно удачная попытка перенести r'n'b в ранг "искусства": окончательно вышедший к тому моменту в космос битмейкер Тимбаленд перемешивал изрезанные ритм-линии с битбоксом и пускал поверх этого сэмплы экзотических духовых (в открывающей "We Need a Resolution" звучит натурально дудочка укротителя змей), куда-то на задний план выводя слэп-басы и гитары в духе Funkadelic. Другие продюсеры заигрывали с латино-попом ("Read Between the Lines") и чем-то вроде индастриала ("What If") - на плаву эта амбициозная каша держалась лишь за счет Аалийи, которая на протяжении 15 композиций делилась собственным, удивительно зрелым опытом преодоления кризиса в отношениях, изворотливо используя свой голос в пространстве, играя с истыканными пустотами ритмами, явно вдохновленными вышедшим годом ранее шедевром нео-соула "Voodoo" певца Ди Энджело. Альбом "Aaliyah" звучит свежо и оригинально и десять лет спустя - фактически, это первая r'n'b-запись, слушать которую считалось "крутым" в кругах, которые были далеки от радио-попа - недаром на эту пластинку ссылаются инди-группы, вроде The xx и различные нью-басовые продюсеры.


Можно только представить, каких высот достигнула бы Аалийа, не уйди она из жизни так рано. Не факт, что Бейонсе была бы сейчас там, где она находится. Не факт, что половина телочек, которые занимаются тем, чем занимаются были бы там, где они сейчас. Насколько я знаю, Аалийа до сих пор номер один.


3 комментария:

  1. чувак, девушку конечно жаль, но справедливости ради (руки сами сначала вместо слова "ради" написали слово "радио") - ну сколько бы у нее еще хитовых альбомов было, 1? ну максимум 2. где сейчас брэнди, где сейчас моника? оставшиеся участницы tlc?
    мне кажется, аалийе вряд ли нашлось место среди сегодняшнего дэвида гетты

    ОтветитьУдалить
  2. ничего близкого со времен красного альбома (да и one in a million наверное) в женском r&b в принципе не было. альбомы electrik red и нивеи в любое другое десятилетие все бы проигнорировали, у бейонсе и рианны единицы песен можно в один ряд поставить почти с любым треком с красного альбома. сейчас в начале 10-х есть одна надежда, что у дрима с его кэшей моне что-то получится наконец.

    очень хотел написать большую статью про алию к сегодняшнему дню, но не успел. а сейчас вижу, что самое главное все равно сказано тут. спасибо. и про влияние вуду на красный альбом даже не задумывался, а между прочим так похоже и есть.

    ОтветитьУдалить