четверг, 8 декабря 2011 г.

Крысу во мне увидели.

Мы живем в странное для музыки время. Нынешние музыканты либо имеют все, либо не имеют вообще ничего - промежуточного состояния нет. Либо ты правишь чартами и продаешь миллион альбомов, либо о тебе знает пара десятков друзей, которым ты разослал в фейсбуке ссылку на свой бэндкэмп.

Тем интересней следить теми за редкими группами, которые точно так же как и в старые добрые времена, годами, как в той песне группы Триагрутрика, "понемножечку, помаленечку" наращивают от альбома к альбому себе армию поклонников, которые остаются ей навсегда верны. Таким группам чужда лже-слава, которая обычно является им после одного успешного сингла-мема: тут реальная работа, реальный пот каждую ночь в прокуренных кабаках по всей Америке. Тут реальные путешествия сквозь континенты на проржавевшей отцовской Шевроле Эль Камино: участники группы по очереди сменяют друг друга у руля, пока прикрытые брезентом инструменты пылятся в багажнике пикапа. Каждый вечер люди реально умирают на сцене за тарелку картошки фри и стакан пива.

Такой была до недавнего времени группа The Black Keys. Два чувака - один на барабанах, один на гитаре - блюзон, с которого сыпется песок, вытцвевшие футболки с принтами орлов, черные, потерявшие цвет приталенные рубашки, стертые палисандровые накладки на грифах гитар, бороды, вокал с реверберацией, блюзон-блюзон-блюзон, бесконечные туры по переферии, пластинки на маленьком лейбле Fat Possum и недомейджоре Nonesuch. Постихоньку нарастающие толки в еще только зарождающейся блогосфере, не слишком лестное звание "Вайт Страйпс для как-бы ценителей", три звездочки от Rolling Stone.


Потом вдруг вышел альбом "Attack & Release" - я, помню, вертел в руках диск, когда, простите, находился на заработках в США. За окном был славный 2008 год, у пластинки была классная, рисованая акварелью обложка, (к акварели в оформлении я питаю слабость со времен альбома "Moon Safari" группы Air), и заманчивая надпись карандашом на обратной стороне, которая сообщала, что альбом был записан самым крутым продюсером на данный момент Дэнджер Маусом. В одном из американских журналов, который я тогда купил, была статья, в которой Дэнджер Маус говорил, что никогда не будет работать с артистами, которые его не вставляют, а ничего его так не вставляет так как группа The Black Keys, с которой он записал их последний альбом.

Пластинку я покупать в Америке я не решился, а послушал уже когда вернулся в Россию. Знаете альбомы, про которые говорят, что "до ни них надо дойти"? "Attack & Release" - один из таких, притом, что там стилизованные под ретро рокешники для "клевых пап", два прихлопа, три прихлопа, и соляки, которые постеснялась бы ставить в свои песни группа Jet. Это неплохое музло, я такое люблю, но в этот же год вышли альбомы Эрики Баду, The Last Shadow Puppets, куча отличной рэпчины, проде Гилти Симпсона и Блэк Милка, компиляция Артура Рассела и первая пластинка Vampire Weekend - на этом фоне, "Attack & Release" - саундтрек для накачивания пивком как-то терялся. Тем не менее, было понятно, что группа The Black Keys набирает обороты.

Но в прошлом году происходит окончательное преломление - у группы выходит альбом "Brothers", песни с которого появляются на телевидении в рекламе пивчанского, группа получает две премии "Грэмми" - одну за лучший альтернативный альбом, а вторую за лучший дизайн упаковки диска, продает полмиллиона копий пластинки, и все понимают, что перед ними - ансамбль, который уже не будет играть в обеденный перерыв на крытом тенте фестиваля. Все, чуваки из The Black Keys настроены серьезно: у них теперь расширенный состав, они выступают на американских телешоу, могут позволить себе дорогие кожаные куртки и бритвы. Они теперь - большая американская группа, путешествующая по Соединенным Штатам если не на частном самолете, то, по-крайней мере, в комфортабельном автобусе с двумя посменно чередующимися личными водителями. Кинувшие их ради юристов с двухэтажными домиками в пригородах бывшие подружки рвут волосы, групиз выстраиваются в колонны, чтобы переспать хотя бы с челами, которые расставляют им на сцене микрофоны - вот наглядный результат десяти лет рока в заблеваных барах Огайо.

Самое время вспомнить и переслушать альбом "Attack & Release", и понять, что это была не просто пластинка. Чувак, это было великое смешение культур, а ты все пропустил: на этом альбоме сошлись блюзон из фильмов братьев Коэнов и инди хип-хоп со Stones Throw, на этом диске гениальный продюсер Дэнджер Маус свел черные культуры начала и конца века, причем так, что ты сначала даже и не заметил. Секрет в том, что под любую песню с "Attack & Release" теоритически можно зачитать рэп: поверх традиционных блюзовых прогрессий аккордов там наложен глубинный прокачивающий бас, барабаны записаны с таким звуком, будто улицы до сих пор злые, а содранные из черно-белых хорроров клавишные такие, будто Ву-Танг навсегда. Единственный момент - это то, что поет белый чувак с еврейской фамилией Ауэрбах, а так, я живо представляю себе, как поверх всего этого читает Гоустфейс Килла.


В гениальной песне "Psychotic Girl" с этого альбома даже используется крутейший, но немного позабытый в эпоху склееных на коленке микстейпов, хип-хоповый прием пропускания двух долей, доставленный в ретроградский гаражный рок 2008 года выпуска прямиком из старой школы. Обратите внимание на момент, когда Ауэрбах пропевает строчку "Had me fighting for air / Laying on the ground", и исчезающую в этот момент ритм-секцию - если это не самый остроумный хип-хоповый момент за последние три года, то я не знаю. Добавьте к этому хорроркоровые клавишные, звучащие на протяжении всей композиции, и получите один из лучших продакшенов в жанре за последнюю пятилетку. И почти весь альбом такой!

Дэнджер Маус - далеко не первый, кто просек возможность установления мостов между блюзом и хип-хопом, но никто не использовал это наблюдение настолько тонко, как он на этом альбоме - вы же это даже не заметили, признайтесь. "Attack & Release" был обязан получить какую-нибудь награду за лучший продакшен - настолько классно тут все сработано. Впору было выпускать минуса с этого альбома отдельным диском и раздавать перспективным рэперам, но почему-то это не было сделано.

На следующем альбоме "Brothers" Дэнджер Маусу почему-то доверили продюсировать всего одну песню "Tighten Up" - ту самую из рекламы пива, весь остальной продакшен участники дуэта решили сделать сами. И, в общем, не сказать, что они много потеряли: единственный минус "Brothers" в том, что там 15 песен, из которых пять можно было смело вкидывать на помойку; в остальном, я не заметил отсутствия Дэнджер Мауса, пока не заглянул в кредитсы на Википедии - челы явно внимательно следили за тем, какие кнопки нажимал в студии продюсер их прошлого диска, и у них получилось без каких-либо помех воссоздать крутейший блюз-хоповый звук "Attack & Release".

Короче, к чему я клоню. Пару недель назад The Black Keys выпустили альбом "El Camino" - торжественное воссоединение с Дэнджер Маусом на правах продюсера целой пластинки. И чувак явно обиделся на них за альбом "Brothers", на котором дуэт нагло использовал его звук и его придумки: "Эль Камино" - говно, а не альбом, вот что. Маус окончательно запутал погрязших в кокаине и кожанах The Black Keys и отомстил им тем, что состряпал из них тридцать семь минут купированной еврейской версии группы Gnarls Barkley - чуть больше гитар, чуть меньше синтезаторов, ни одной песни "Crazy". В каждой песне на "El Camino" звучит семидесятнический органчик, в каждой присутствует дебильный, призывающий подпевать, припев с обильными гласными, в каждой имеются бэк-вокалистки, ни во одной нет и намека на грув и напор, который имелся на предыдущих двух пластинках. "El Camino" звучит как американская версия группы "Oasis", причем миновавшая дни славы и сразу же распавшаяся на дерьмовые сольные альбомы.

Я это к чему. 

Пацаны, не кидайте корешей. 

Даже если они недальновидные метисы-гастербайтеры с прическами-афро, чью работу вы теоритически можете выполнять ничуть не хуже.

Они могут оказаться чересчур умными и дерьмово спродюсировать ваш альбом, который и яйца выеденного не стоит без классного звука.

И придется вам так и делать дермовый семидесятнический блюз: два прихлопа, три притопа.

Кореша - это святое, пацаны. 

3 комментария:

  1. Этот комментарий был удален автором.

    ОтветитьУдалить
  2. Black Rock и Brothers сводил Tchad Blake, это один из секретов клёвого звука. El Camino - отстой, поддерживаю.
    http://theblackkeysfanlounge.com/2010/03/interview-tchad-blake-on-mixing-the-black-keys-blakroc-and-brothers-albums/

    ОтветитьУдалить
  3. А по мне так отличный диск вышел)

    ОтветитьУдалить