Если вы спросите меня, то лучшее, что произошло с музыкой на
моем веку - это то, что она наконец-то стала окончательно портативной. Испокон
веков суть популярной музыки заключалась в том, чтобы при помощи звука
переносить слушателя в иные места, туда, где он еще не был: вспомните уроки
Мировой художественной культуры в школе, там говорилось, что первыми певцами
были странники, которые ходили по поселениям и распевали о том, что творится
вокруг, и если они пели хорошо, то их не сжигали. Песня рассказывает историю,
сообщает пространство и время; при должной фантазии звук срабатывает
потрясающе: трехминутная композиция запросто может открыть дверь в иное
пространство, и так далее.
Сколько себя помню, слушал музыку, находясь обычно в
движении: первые любимые пластинки в жизни прозвучали из автомобильной
магнитолы по пути куда-нибудь на море, куда мы ехали с родителями, затем у меня
появился Walkman, с которым я не расставался, кажется, никогда: гулял с ним во
дворе, ходил в магазин и в гости, и даже шел в наушниках выбрасывать мусор,
успевая только менять батарейки. Поэтому, сидя перед проигрывателем, я слушаю,
дай бог, если хотя бы треть от всей потребляемой музыки - для меня вся она превратилась в
путешествие в буквальном смысле, и то что сейчас, в век поразительных бытовых технологий
слушать любые композиции хоть в открытом море не составляет никакого труда,
лично у меня вызывает восторг - музыка наконец-то находится там, где ей самое
место - в движении, в открытых пространствах, переносящий слушателя в другие
места звук сам стал частью этих мест - теперь уже любых мест, на самом деле.
Одним из символов этой портативности для меня является
Дэм-Фанк - вот, кто так буквально, просто и незамутненно понимает и воплощает
идеи первостепенных задач популярной музыки. Вот кто записывает феноменальную
поп-музыку: доступную, универсальную - при желании танцевальную, при желании
функциональную - и, что важно - зримую, такую, которую, кажется, можно ощутить визуально.
Пять выпущенных в 2009-2010 епишек под вывеской “Toeachizown” - прогрессив-аренби с
основательными синтами, тяжелыми тягучими басами и принсовским драм-китом - вот
записи, которые могут подхватить слушателя и увести за собой в места, где он не
был.
Что хочет сообщить своим творчеством Дэм-Фанк? О чем он
думает, прежде, чем записать еще одну композицию? Что им движет? Дэм-Фанк хочет
сделать хорошо: садясь за синтезатор, он встает из-за него лишь только когда
окончательно убедится, что при помощи извлеченных звуков он прокатил своего
слушателя на «Кадиллаке» с открытым верхом по ночному Майами со всеми
обязательными остановками - бассейной вечеринкой в пентхаусе у конгрессмена,
раундом в гольф наследниками
медиа-империй в кантри-клубе на закате дня, шумной попойкой в баре с молодыми
яппи в рубашках за полторы тысячи долларов, кокаином с телепродюсерами в
туалете ночного клуба. Дэм-Фанк приглашает окунуться в ночную жизнь, какой она
была на экране в сериалах восьмидесятых - слишком хорошей, чтобы быть правдой,
но зримой, такой, которую можно ощутить. Он находится в поисках фанка будущего,
хотя вся его музыка завязана на эстетике прошлого - ведь мы хотим, чтобы в
будущем было как в Майами восьмидесятых. Поэтому неудивительно, что его так
ценит Ариель Пинк - еще один редкий в наши дни музыкант, не растерявший
первородного понимания целей и функций поп-музыки, каждой своей песней пытающийся
рассказать историю. В Дэм-Фанке Ариелю видится родственная душа, такой же
американский чувак, как и он, выросший, выкачивая истории и фантазии из
проигрывателя, на котором возникали пластинки Кросби, Стилс и Нэш, Big Star, Chicago и еще кучи превосходного,
наикрутейшего музла.
В какие места отправляет меня Дэм-Фанк? Окей, вот, что вижу
я: мы с моим корешем, таким же поклонником Фанка, как и я, тусуемся в
Калифорнии. В Лос-Анджелесе пятница, и в этот жаркий, знойный день город еще более
расслаблен, чем обычно. До захода солнца хочется находиться только возле
кондиционера, все остальные места не работают - нужна только прохлада,
видеоигры и забитый газировкой холодильник, однако, вот солнце уходит, улицы
окрашиваются в теплые оттенки цветов - красный, будто покрытый лаком
коричневый, густой, гуашевый темно-синий, включаются неоновые вывески, а вместе
с ними и фонари. Еще один день в раю, как тут не прокатиться на лонгборде? Мы
дуем (это Калифорния, у нас лицензии на употребление медицинской марихуаны - у
нас обоих глаукома или типа того - нам можно, так что мы не паримся), выходим
из многоквартирного дома, встаем на доски и едем по полупустым, освещенным
фонарями дорогам к океану. Мимо проносятся автомастерские, пончиковые,
небольшие бары, в которых под спорт по телевизору заливают пивом приятную калифорнийскую
тоску работяги в бейсболках, баскетбольные площадки, куда под вечер набиваются
на игру перекачанные лысые чуваки со своими визгливыми подружками в
тренировочных костюмах. Вдоль дороги тянутся узоры электропередач , приятный,
вечно летний вечерний ветер раздувает мою клетчатую рубашку и кепку
дальнобойщика - я выгляжу, как и полагается выглядеть, когда ты проводишь вечер
пятницы в Калифорнии: со стилем, но на расслабоне, упоротый, но на лонгборде.
На одном из перекрестков с нами равняется красный пикап «Форд»; за рулем
небритый чел лет двадцати пяти, в белой футболке и фланелевой рубашке поверх -
самый типичный молодой американец, какого только можно представить, но не менее
крутой от этого. Из машины играет хороший расслабленный хип-хоп, чел за рулем
делает кивок головой, мол, давайте, ребята, цепляйтесь, я вас прокачу. Мы
хватаемся за багажник красного пикапа, зажигается зеленый свет светофора, и мы
уносимся в даунтаун. По пути проезжаем таких же как и мы, решивших проехаться
по ночному Лос-Анджелесу, ребят на лонгбордах. Поздний теплый вечер в лучшем
городе на Земле, и это только начало.
От багажника «Форда» мы отцепляемся лишь доехав до
променада: здесь мерцают неоновым светом вывески модных баров и клубов,
компании молодых людей гуляют толпами, но никто не парится: в порядке вещей в
11 ночи завернуть с друзьями в расположенный между дайнером с коктейлями и
фешенебельным отелем «Сабвей» просто потому что никто не выпендривается и все
знают, что поесть там будет дешевле. Круглосуточный продуктовый магазин в пару
квадратных метров, которым заправляет сын индийских иммигрантов - там мы
разживаемся бутылкой «Геторейда» и вишневой колой, встаем напротив него на
другой стороне улицы, и решаем дунуть еще (у нас лицензии, напоминаю). Мимо
проходит компания - три молодые девушки, все выглядят как восемнадцатилетние
Майли Сайрус - завидев нас, они улыбаются, мы делаем кивок головой, как
подвезший нас ранее на «Форде» чувак, только в этот раз мы приглашаем их дунуть
с нами. Все трое - Шелби, Стейси и - по какому-то удивительному совпадению -
Майли, соглашаются, и дуют с нами, мы шутим и смеемся. «Не хотите с нами,
мальчики?», - спрашивет Шелби, - «Вообще-то мы собирались на пляжную вечеринку,
так что, если хотите, то присоединяйся». О да, еще как хотим: мы берем
лонгборды в руки и все вместе двигаем на пляж.
Неспешные длинные волны размывают мелкий пляжный песок, для серферы
на досках рассекают отголоски океанского заката с красными файерами в руках. По
всему пляжу разбросаны костерки, у которых кучками сидят подружки и друзья
серферов - они перебрасываются подколками, караулят сложенные стопочками вещи
купающихся и поддерживают огонь и праздную атмосферу. Мы двигаемся на звуки
басов и свет прожекторов - прямо на пляже сцена, а на сцене Дэм-Фанк,
выжимающий из своих синтов звуки роскошной ночной жизни наших мечт; три сотни
пришедших на пляжную вечеринку человек двигаются в такт, все отлично, просто
превосходно проводят время. Просто так, выйдя вечером из дома, мы с моим
корешем оказываемся на концерте Дэм-Фанка - вот это приятный сюрприз. Тут же
пляжный бар: «Эй, официант! Налей-ка текилы мне и моему лучшему другу, так мы
отметим лучшие дни наших жизней».
В сущности, неважно, как закончится этот день: возможно, мы
переместимся на домашнюю вечеринку, которую устраивает один из знакомых Майли,
возможно мы с Шелби отправимся на прогулку вдоль пляжа, и встретим рассвет в
какой-нибудь тихой бухте - так или иначе, эта пятница в Лос-Анджелесе - одна из
тех, что мы не забудем никогда. Этот день навсегда останется с нами, в этот
день мы не потратили время в пустую, мы почувствовали себя счастливыми и
насладились жизнью.
Я что хочу сказать: спасибо тебе, Дэм-Фанк, за то, что вошел
в мою жизнь и при помощи своей музыки взял меня в это путешествие. Сейчас
доиграет последняя песня с “Toeachizown”,
я одену зимнюю куртку и пойду в какую-нибудь темную подворотню жаловаться на
жизнь друзьям и пить тошнотворную водчилу. Потому что в наших барах даже при
желании напиться невозможно: мало того, что текила - говно, так еще и наливают
как врагам.
Одна из лучших рецензий, что я читал!
ОтветитьУдалитьжжош, Леха!
ОтветитьУдалитьв Калифорнии хорошо, да.
думаю пожить пару лет надо обязательно)