среда, 26 октября 2011 г.

Глобал лайк.

Где-то с 2005 года, с выхода своего третьего альбома "X&Y", группа Колдплей постоянно твердит о том, что пластинки даются им тяжело, туры еще тяжелей, всем четверым находиться в одной комнате невыносимо, и вообще все дороги ведут к прекращению творческой деятельности.

Я прекрасно пойму, если после "Mylo Xyloto" чуваки разойдутся, это будет даже правильно. Потому что эта пластинка - вышак, пик, лучшая коллекция песен за все время деятельности группы, практически гениальная поп-запись и лучший альбом стадионной музыки за лет двадцать. И для меня странно, что вы все так не считаете.


Самый показательный момент всего "Mylo Xyloto" -  трек номер четыре - "Charlie Brown". Под акустическую гитару и напряженную прямую бочку Крис Мартин выкрикивает: "Зажги огонь, высеки искру, разведи огонь в сердце / Понесемся как ошалевшие и будем сиять в темноте", - последний слог тонет во взрыве из барабанов, клавишных, и гитары "как у Эджа" - это песня, под которую вспыхивают поля и стадионы. В четырех минутах тут зафиксировано все на свете: максимализм, глобализм, мегаломания, бурление гормонов, помноженных на поп-культуру - эта песня, она больше, чем жизнь. И, что самое прекрасное, все сорок минут "Mylo Xyloto" такие.


За весь год я не слышал более жизнеутверждающей музыки - "Mylo Xyloto" весь сияет. Буквально. Я, кажется, никогда не встречал альбом, который бы весь настолько искрился и переливался, и мне кажется, в этом состояла основная задумка выступавшего тут не то продюсером, не то просто гуру, Брайана Ино: сделать пластинку настолько яркую и сверкающую, насколько это вообще возможно. Довести в случае с Колдплей все опробованные на U2 идеи до абсолюта, до полного предела, записать глобальный, совершенно счастливый альбом, в каждом звуке которого свет будет отражаться всеми цветами. Сингл "Paradise" начинается с пиликающих синтезаторов - таким звуком обычно озвучивают в мультфильмах и видеоиграх переливающиеся горы драгоценностей. Тут же поверх этого - пышная оркестровка, мажорные звенящие клавиши, тамбурин, хлопки, карамельный хор в припеве: "Пара-пара, парадайз, ооооооооо", - явный перегруз с одной стороны, но переполнение радостью и восторгом с другой - и тут это работает.

"Mylo Xyloto" вроде как рассказывает целую историю любви, и первую половину альбома Мартин бросается традиционными, проверенными для поп-музыки образами, сопутствующими влюбленности: "бросай все, давай бежать", "сердце - это оружие", "мы - одни против всех", "за нами следят". Во второй, начиная с "U.F.O." происходит преломление: любовь уходит, Мартин интонациями мышонка из мультфильма "Американский хвост" поет, что заблудился и не знает куда идет. В "Princess of China" - этом вязком и слащавом как розовая сахарная вата синти-эпике он дуэтом с певицей Рианной выясняет отношения ("Ты украла мою звездочку - Нет, ты украл мою звездочку") - разыгрывается натурально сценка из мьюзикла - на каком еще альбоме, продающимся тиражом 122 000 копий в первые два дня вы еще такое услышите? Кроме Канье Веста, я имею в виду. Далее: на "Up In Flames" - практически r'n'b и практически дабстепе, за который Джеймс Блейк отдал бы руку на отсечение, главный герой свыкается с одиночеством и тем, что любовь ушла. "Вот и все / Так кончается мир", - поет Мартин, но в этой, по сути апокалиптической песне, больше надежды и больше света, чем в доме надежды, освященном нанолампочками за 995 рублей. Любовь не бывает вечной, смиритесь с этим, примите это, и двигайтесь дальше - вот о чем напоминает своему слушателю на "Mylo Xyloto" группа Колдплей. Все хорошее кончается, но это ведь не повод грустить и быть несчастливым, зато это повод идти вперед. И тут начинается эпический финал альбома: "Don't Let It Break Your Heart" - самый обнадеживающий номер всей пластинки - мчащийся галлопирующий ритм, безжалостная, грандиозная долбежка по тарелкам, и захлебывающийся в гитарах и клавишных Мартин, выкрикивающий, что надо не сдаваться.


Колдплей проговаривают совершенно очевидные вещи, и они даже не первые, кто так здорово делает это в 2011 году - достаточно вспомнить "David Comes to Life" группы Fucked Up. Но "Mylo Xyloto" не совсем альбом о любви, скорее, это пластинка просто про отношение к жизни. Ведь известно, что кто как заряжен изначально - у того такие и выстраиваются отношения с окружающим миром. "Mylo Xyloto" со своим оголтелым оптимизмом на грани шизофрении - не о таких людях, которые пытаются убедить себя в том, что все хорошо - все как раз не очень хорошо - а о таких людях, которые способны увидеть хорошее во всем.

Это музыка о таких людях, которые приходят из армии в увольнительную на один день, вечером встречаются с друзьями, идут с ними по барам и подворотням, ночь дурачатся и шатаются по городу, а под утро пьяные и счастливые идут пешком домой, и любуются отражениями вывесок магазинов в лужах и тем, какой причудливый салатовый свет получается, когда уличный фонарь светит на дерево. А на следующий день, когда нужно обратно в часть, они звонят друзьям и говорят, что жизнь прекрасна и это лучшее, что вообще есть. Такие люди, они же светятся в темноте, понимаете?

2 комментария: